Афиша
Выставки
Сияющая Россия
О галерее
Публикации
Проект и спонсоры



Челябинская областная картинная галерея
 
Эпоха Петра. Начало петербургского периода

Резкий скачок, перелом, но не разрыв с национальными традициями русской культуры, -- и вместе с тем сама стремительность мероприятий, их насильственная форма накладывают отпечаток преждевременности. Отсюда драматизм и напряженность в петровских памятниках.

Усадьба Головина под Москвой

Шхонебек, Адриан
Пикарт, Питер
Усадьба Головина под Москвой. 1705

Общее состояние в культуре и искусстве петровского времени -- чересполосица архитектурных стилей, сочетание передовых и отсталых форм, переориентация на городскую культуру и привилегированное дворянство -- главного носителя русской художественной культуры XVIII - первой трети XIX вв.

В раннем петровском барокко, представленном в экспозиции гравюрами А.Зубова, А.Шхонебека и П.Пикарта, Н.Лармессена, ощущается широкое воздействие североевропейской культуры, прямое цитирование голландизмов в архитектуре и гравюре.

Марина Батальная сцена Пейзаж с фигурами

Годерис, Ханс/Ян
Марина

Неизвестный художник XVII в. Фламандская школа
Батальная сцена

Неизвестный художник XVII в. Фламандская школа
Пейзаж с фигурами

Программа петровского искусства: окказиональность, утилитарность, отрицание пышной красоты -- запечатлелась прежде всего в увековечивании образа новой столицы -- Петербурга, и не только в гравюре русских и иностранных мастеров, но в самом раннем в скульптуре рельефе "Основание Петербурга" -- медальоне Триумфальной колонны в честь победы в Северной войне скульптора Б.К.Растрелли.

Благодаря личным симпатиям и идеалам Петра, голландская живопись хлынула широким потоком в Россию, отразив североевропейское направление европеизации русской культуры и русского искусства (X.Годерис, С.Даув, А.Хондиус, Т.Виллебортс, Я. ван Баден и неизвестные голландские мастера).

Святой Себастьян Цветы

Виллебортс, Томас, прозванный Босхарт
Святой Себастьян

Моннуайе? Жан Батист
Цветы

Отход в 1710-е годы от добротного утилитаризма Голландии к велеречивой пышности французского абсолютизма и рационализма отражает вычурно-тяжеловесный стиль портретной гравюры первой трети XVIII в. (Л.Каравакк, а также десятилетием позже И.Штенглин).