Афиша
Выставки
Сияющая Россия
О галерее
Публикации
Проект и спонсоры



Челябинская областная картинная галерея
 
Русское искусство середины и второй половины XIX в.

Наиважнейшие для России проблемы нравственного поиска идеала в середине и второй половине века фокусировались искусством и целиком в искусстве. Образ России и судьбы народные в сознании поколения художников-передвижников прочно связались с идеей жертвенности, личной совести, рефлексии и волевой устремленности к добру против зла, воплощенной в образе Бого-человека -- Христа. Так, православие Древней Руси приобретает в XIX веке формы христианской рефлексии, поиска правды и истины, одинаково горячо ощущаемые как насущная потребность и мужиком-крестьянином, и интеллигентом.

Отара овец Шторм Прощание

Айвазовский (Гайвазовский), Иван (Ованес) Константинович
Отара овец (Стадо баранов)

Айвазовский, Иван Константинович
Шторм

Айвазовский, Иван Константинович
Прощание

В разделе экспозиции присутствует как бы три направления: академическая позднеклассицистическая картина, охранительно ориентированная на идеал классический, переставший совпадать с живым пульсом убежавшего вперед времени; широкая панорама русской жизни: природы, быта и истории, живых человеческих лиц, запечатленных в портретах; и наконец, группа живописных произведений, связанных с евангельскими сюжетами, прежде всего из жизни Христа. Это картины и изображения, предназначенные для храма, но не каноническая иконопись, а живопись религиозная, как одно из направлении во второй половине XIX в. Это направление, ведущее начало от петровских времен, когда евангельские события трактуются не в каноническом иконописном образе, а живописно и "живоподобно", со всеми приемами иллюзионизма, свойственными светской живописи. Шкала градаций образно-пластических средств между классической иконой и "реалистической" картиной в религиозной живописи достаточно сложна и многообразна. Практически ни один крупный художник-фигуративист не избежал работы на этой ниве, и это направление живописи просуществовало вплоть до начала разрушения храмов; но явственнее всего эта граница отмечена 1914 годом.

Петербург зимой

Беггров, Александр Карлович
Петербург зимой

Отчетливо видна великая роль русского искусства, фокусирующего в себе все главнейшие духовные и социальные проблемы русского общества второй половины XIX в. Соборность против индивидуализма показала глубокую, неистребимую внутреннюю преемственность и целостность русского менталитета и обозначила основную парадигму русского бытия.

Итальянка Портрет Е.А.Бобринской

Гун, Карл Федорович
Итальянка

О'Коннель, Фредерика Эмилия
Портрет Е.А.Бобринской

В собрании русской живописи представлено до 70 имен художников, связанных с Товариществом передвижных художественных выставок, организационно выполнявшим высокие общественные цели, -- членством или участием на выставках в качестве экспонентов. Среди них имена, определившие судьбы русского искусства: В.Перов, И.Крамской, И.Шишкин, В.Маковский, Н.Ярошенко, А.Саврасов, И.Левитан, В.Поленов, И.Репин...

Прощание Гектора с Андромахой Купальщица

Постников, Сергей Петрович
Прощание Гектора с Андромахой

Нефф, Тимофей Андреевич (Карл Тимофей Андреевич (Карл Тимолеон)
Купальщица

Попытку создать эту целостную мировоззренческую систему предприняли великие творцы новой эпохи -- философы, ученые, художники серебряного века.


С т р а н и ц ы   р а з д е л а   * * *
1 2 3