Афиша
Выставки
Сияющая Россия
О галерее
Публикации
Проект и спонсоры



Челябинская областная картинная галерея
 
Золотой век русской художественной культуры

Общее настроение среды как пространства большого парадного зала городской или загородной русской аристократической усадьбы создает экспозиция произведений русских и европейских художников, работавших в России (россика) прежде всего в жанре портрета, демонстрирующих расцвет его интимного и парадного типов.

Голова старика Голова юноши

Неизвестный художник конца XVI - нач. XVII в. Итальянская школа
Голова старика

Неизвестный художник первой половины XVI в. Итальянская школа
Голова юноши

Зарождение светской портретной традиции обозначают так называемые флорентийские портреты, созданные в XVI и XVII вв. в Италии. В сопоставлении с ними среди шедевров русской портретной школы в собрании музея особое место принадлежит Д.Г.Левицкому, его "Автопортрету" -- чрезвычайной редкости этого жанра в XVIII в., а также программному портрету-картине "Екатерина II - законодательница", возникшему в кружке дворянской интеллигенции Петербурга и скопированному с некоторыми отступлениями от оригинала австрийцем И.Б.Лампи.

Автопортрет Портрет Н.Я.Левицкой

Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Автопортрет
Левицкий? Дмитрий Григорьевич. Портрет Н.Я.Левицкой

Екатерина I I - законодательница Девушка в платке

Лампи, Иоганн (Джованни) Баптиста (Баттиста) Старший
Екатерина I I - законодательница

Ротари? Пьетро деи
Девушка в платке

Место художника в русской дворянской художественной культуре, возникновение художественных коллекций-собраний, меценатство -- эти явления представляют собой доминанты русской культуры эпохи Просвещения, барокко и классицизма, сентиментализма и романтизма и способствуют расцвету уникального явления русской художественной культуры, ее архетипа -- русской усадьбы.

Ее расцвет связан с философскими и художественно-стилистическими явлениями: расцветом архитектуры русского "лирического" классицизма (и готицизмов, и китайщины) среди естественного пейзажного парка, органично перетекающего в естественную природу, в которой живет русский крестьянин. Соседство и взаимопроникновение в усадьбе традиционного крестьянского типа народной культуры и ученой дворянской, вспоминающей рядом с крестьянской свое естество (полнее всех, и ярче, и острее выразил это А.С.Пушкин) рождает гармонический сплав, синтез ветвей коренной народной и ученой оевропеившейся, но русской по своей сути, -- синтез, именуемый русской классической культурой, золотым веком, пушкинской порой. Гравюры С.Галактионова, А.Ухтомского, К. и И.Ческих, А.Мартынова передают образ русской усадьбы, где мера естества природы идеальной и возвышенной, простой и изысканной красоты присутствует в строении, в скульптуре, в фонтане, в партере водном и зеленом, в особом ритме силуэтов гуляющих по парку кавалеров и дам...

Вид Марли и Золотой горы со стороны Парнаса в Петергофе Вид Каменного острова

Галактионов, Степан Филиппович
Вид Марли и Золотой горы со стороны Парнаса в Петергофе

Ухтомский, Андрей Григорьевич
Вид Каменного острова

В России это время отмечено гением Пушкина. Благородная мера природных гармоний, претворенных в строгой, ясно выверенной ордерной архитектурной форме, образ городских ансамблей и мир русской усадьбы -- яркое и символическое явление классического. Светлый разумный мир, преодолевающий темные человеческие страсти и мистические ужасы, торжество аполлонического начала -- Солнца и Разума!

Пейзаж с прачками Собаки перед убитым зайцем

Робер, Гюбер
Пейзаж с прачками (На юге Франции)

Удри, Жан Батист
Собаки перед убитым зайцем

Произведения Пушкинского времени -- портреты: лица художников, генералов, чиновников и монахинь, петербургских красавиц и аристократов, представителей императорской династии и императорской свиты, герои античных мифов -- в графике, скульптуре и живописи. Орест Кипренский, Александр Орловский, Петр Соколов, Василий Шебуев, Карл Брюллов, француз Жан Лоран Монье, англичанин Джордж Доу, -- почти со всеми представленными в Пушкинском классическом разделе экспозиции Пушкин был знаком, -- с кем совпало время его и их жизни и творчества. Мифы, легенды, реальные встречи и события, и вдохновенное творчество, горение, -- живая трепетная ткань жизни пульсирует в благородном и пылком строе этих памятников.


С т р а н и ц ы   р а з д е л а   * * *
1 2 3